18 июля 2013 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положений Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ 19.07.2013 03:19
18 июля 2013 года Конституционный Суд РФ потребовал уточнить основания запрета на работу с детьми для лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.
Слушание дела о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» по запросу Мурманской областной Думы, жалобам граждан О.В.Гликман, А.В.Гумерова, А.Н.Бекасова, Е.В.Горохова, К.М.Щербины, О.А.Курашкина, О.А.Жуковой, В.В.Осинцева, В.К.Барабаш, Д.А.Карабута и И.И.Гардера состоялось 18 июня 2013 года.
История вопроса
В 2010-2012 годах в законодательство были внесены изменения, ограничивавшие доступ к педагогической профессии и другой деятельности с участием несовершеннолетних. Согласно закону, работать в этих областях запрещалось гражданам, когда-либо имевшим судимость по целому ряду статей Уголовного кодекса или являвшихся фигурантами прекращенного впоследствии уголовного дела по одной из этих статей. Единственное предусмотренное законом исключение касается дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям (отсутствие события или состава преступления, непричастность к нему и т.д.)
Граждане-заявители в прошлом подвергались уголовному преследованию. При этом у некоторых из них судимость была снята, другие же были освобождены от ответственности по не реабилитирующим основаниям (деятельное раскаяние, амнистия, примирение сторон) или из-за принятия поправок в Уголовный кодекс. После вступления оспариваемых норм в силу заявители были уволены с работы. Суды, куда они обращались, подтвердили законность соответствующих решений. После обращений педагогов, вопрос о конституционности оспариваемых норм также поставили депутаты Мурманской областной Думы.
Позиция заявителя
По мнению заявителей, оспариваемые нормы нарушают гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободное распоряжение своими способностям, не отвечают конституционным требованиям презумпции невиновности и представляют собой несоразмерное ограничение прав и свобод граждан.
Позиция Суда
Государство обязано обеспечить безопасность каждого ребенка от преступных посягательств. Педагоги, воспитатели, тренеры и представители иных схожих профессий по долгу службы регулярно вступают в непосредственный контакт с несовершеннолетними и несут в связи с этим повышенную ответственность за их безопасность. Соответственно, государство вправе предъявлять особые требования к их поведению и моральным качествам. При этом соответствующие меры должны быть соразмерны целям защиты детей от преступных посягательств и негативного влияния.
Существуют преступные деяния, сам факт совершения которых однозначно свидетельствует об опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних. К ним относятся, в частности, деяния по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного Кодекса РФ, а также преступления сексуального характера. Бессрочный и безусловный запрет на работу с детьми для лиц, совершивших подобные преступные деяния, не противоречит Конституции РФ.
Вместе с тем, оспариваемые нормы на практике устанавливают столь же абсолютный запрет и в отношении других категорий граждан, когда-либо подвергавшихся уголовному преследованию, а также предписывают увольнение лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело. В результате нарушается презумпция невиновности, не исследуется характер личности и иные факторы, которые определяют, опасен ли конкретный человек для детей. В этой части оспариваемые нормы противоречат Конституции РФ.
Конституционный Суд обязал законодателя уточнить оспариваемые нормы – в том числе установить конкретный перечень преступлений, совершение которых влечет за собой запрет на работу с детьми, а также процедуру временного отстранения от подобной работы лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Впредь до внесения необходимых изменений в законодательство, к работе с детьми, безусловно, не допускаются граждане с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. В отношении иных граждан, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске их к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке. При этом необходимо учитывать вид и степень тяжести совершенного преступления; срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; поведение лица после совершения преступления; его отношение к исполнению трудовых обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, условия выполнения трудовых обязанностей, а также иные факторы, позволяющие оценить возможность осуществления ими соответствующей деятельности.
Дела заявителей подлежат пересмотру.
Информация с сайта Конституционного Суда Российской Федерации.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.