Арбитражный суд Московского округа подтвердил, что заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов было обоснованно подано в налоговый орган, полномочный принимать решение о возврате излишне уплаченных в бюджет бюджетной системы РФ платежей. В Постановлении № А40-1065/14 от 27.05.2015 суд пояснил, что налогоплательщики имеют право на возврат излишне уплаченного налога. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Вывод суда о том, что органом, правомочным возвращать спорную сумму платежа, является территориальный орган пенсионного фонда, не соответствует закону и материалам дела. Страховые взносы по спорному платежному поручению во внебюджетный фонд не поступили. Денежные средства поступили в бюджет бюджетной системы РФ при отсутствии к тому оснований, то есть являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Поскольку спорная сумма поступила в бюджет как доход, администрируемый налоговым органом, принимать решение о возврате этой суммы принадлежит также налоговому органу. Пенсионный фонд не имеет права принимать решение о возврате из бюджета тех доходов, поступление которых не администрирует. Положения закона, предусматривающие, что контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2010 года возлагается на Пенсионный фонд, означают, что с этого времени Пенсионный фонд возвращает излишне уплаченные страховые взносы. Но только те, которые поступили во внебюджетный фонд. Другое правило касается платежей, хотя и именуемых "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование", но в результате ошибки при указании в платежном поручении КБК поступивших в бюджеты бюджетной системы РФ на счета налоговых органов. Решение о возврате таких сумм должен принимать администратор дохода - налоговый орган. Причем, независимо от года уплаты.
Ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. Необходимость в разграничении налога, считающегося уплаченным в силу презумпций ст. 45 НК РФ, а также налога, являющегося уплаченным (в том числе излишне) отмечена в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 сентября 2008 г. № 6673/08. Аналогичный подход применяется и при определении момента времени, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм – это момент фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк (п. 36 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать – если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа в исчислении налога, при самостоятельном расчете суммы налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать, как излишне уплаченный. Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать, как излишне взысканный. Соответственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки; требования об уплате налога, направленного в порядке реализации такого решения).
Можно привести в качестве примера подобного подхода дело, рассмотренное в ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 16 ноября 2009 г. № А43‑7911/2009‑45‑107). Организация оспаривала решение налогового органа по результатам проверки. Суд по ходатайству заявителя принял обеспечительные меры и приостановил действие обжалуемого ненормативного акта. Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности, доначисленной по результатам проверки. По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным. Организация расценила уплаченные ей суммы, как излишне взысканные, и потребовала у налогового органа их возврата с процентами по ст. 79 НК РФ. Вернув уплаченные организацией суммы и отказывая в процентах, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисленные суммы добровольно, а в период действия обеспечительных мер взыскание было принципиально невозможно. Суды с позицией налогового органа не согласились и квалифицировали налог, как излишне взысканный. Следует отметить, что в данной ситуации фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.